Игорь Закус и Усейн Бекиров: "Джазом нужно наслаждаться!"
Игорь Закус и Усейн Бекиров: "Джазом нужно наслаждаться!"
Первый черниговский джазовый фестиваль Chernihiv Jazz Open получил
продолжение в целом ряде музыкальных встреч в городском арт-пабе
«Вареникс». А 17 апреля в филармонии состоится еще одно незаурядное
событие: концерт выдающихся украинских джазменов Усейна Бекирова и Игоря
Закуса. Накануне мы задали музыкантам несколько вопросов. Беседа вышла
интересной, но все равно самое главное услышим на концерте. Когда
заговорит музыка…
— Когда начинаешь отслеживать, кто с кем в каком коллективе играл,
создается впечатление, что джаз — это такой большой конструктор. Имена
все известны, а коллективы непостоянны. Расскажите, по какому принципу
вы выбираете, с кем играть?
Усейн Бекиров:
— Мне приятно играть с теми музыкантами, которым это нравится. Ведь
музыка рождается в процессе, каждый привносит что-то свое. Главное —
донести это слушателям. Это и есть мой принцип.
Игорь Закус:
— Все просто. Є музиканти, чиє музичне мислення, манера, подача, погляди
тобі імпонують. Як правило — людський фактор теж співпадає. Ось таких
музикантів я запрошую у свої проекти. Якщо ж запрошують мене — дивлюсь,
який музичний матеріал пропонується. Якщо для мене цікавий — звичайно ж,
погоджуюсь (незалежно від матеріальної сторони). Якщо не цікавий —
шукаю причину, щоб делікатно відмовитись.
— Гарбарек хорошо сказал: «Все музыкальные культуры —
выражение природы человека. И если ты находишь понимание с другим
музыкантом на уровне твоей человеческой природы, совершенно неважно,
откуда он родом географически, какую культуру представляет, на чем
играет и так далее…» И все-таки — существует ли несовместимость в джазе?
— Я думаю, что несовместимости в джазе не существует. В моей практике
было не раз такое, что, даже не зная языка, мы понимали друг друга,
играя ту или иную пьесу. Ведь музыка — это тоже язык.
— Я не думаю, що в джазі буває несумісність. Просто граєш з одним
класним музикантом і народжується музика. Граєш з іншим класним
музикантом, а нічого не відбувається... Чому одні люди не можуть одне
без одного і все життя бути разом їм цікаво, а інші і день не
витримують? Життя і музика — синоніми.
— Какая ваша сторона сильнее — композиторская или исполнительская?
— Не знаю. Я хотів би розвиватись і в одному, і в іншому напрямку.
— Если бы я был просто композитором, то стоял бы за пультом и
дирижировал свою музыку или слушал со стороны. А если исполнителем, то
играл бы музыку по нотам, которую пишут композиторы. Каждый джазовый
исполнитель является в какой-то мере и композитором. Я говорю об
импровизации. Джаз — это и есть навыки композиторского и
исполнительского мастерства.
— Как сочетается джаз и ваше участие в поп-проектах? Обычно
музыканты стараются отмежеваться: мол, фу, попса… Вы же находите точки
пересечения. Что дает вам это сотрудничество?
— Навыки те же — принцип другой. Смотря с какой стороны на это
взглянуть. Плохой музыки не бывает. Музыка — это все-таки тоже труд,
эмоции и переживания. В данный момент я работаю с народной артисткой
Украины Таисией Повалий. Она прекрасная певица, музыкант и человек.
Скажу сразу — коллектив у нее мощный. И, кстати, все музыканты —
профессиональные джазмены. Наверное, это о чем-то говорит.
— Немає поганої музики, є різне виконання... Поганому танцюристу завжди
щось заважає... Ось стараюсь пам'ятати ці прислів'я. А ще це — практика,
досвід і можливість заробити на хліб.
— Как вам кажется, каково место музыки, которую вы играете, в музыкальной жизни Украины?
— Я не критик, и об этом не мне судить. Надеюсь, далеко не последнее ;)))
— Це вам судити. Я хотів би, щоб джаз у нас любили і слухали більше...
— У вас есть четкий ответ на вопрос, какую музыку вы любите? Что вы сами слушаете?
— Я люблю джаз, фанк, класику, ф'южн, слухаю рок і попсу, якщо вона
зроблена на рівні. Є багато музикантів, які стали для мене кумирами. Але
більше мені хочеться зараз слухати молодих, не так відомих музикантів,
черпати в їх музиці нові ідеї.
— Я просто люблю музыку и слушаю все.
— Казалось бы: если джаз идет от внутренней природы человека, он должен
восприниматься легко и естественно, впитываться как вода. Почему же так
много людей, разводящих руками: «Я не понимаю джаз! Я его не слышу…»
— Джаз нужно не понимать, а наслаждаться. А на самом деле сколько людей,
столько и мнений. Кто-то из битлов (не помню кто, по-моему, МакКартни)
сказал: «Нашу музыку во всем мире по-настоящему понимают не более ста
человек…
— Джаз та класична музика потребують певної підготовки, знань. Людина —
створіння розумне, здатне розвиватись. Ось якщо ми хочемо бути завтра
хоч трошки багатшими не тільки матеріально, а й інтелектуально — ми
будемо читати книжки, дивитись кіно, ходити на виставки... А це означає,
що рано чи пізно ми зацікавимось джазом. Адже в основі його лежить
імпровізація, свобода. А людині завжди хотілось літати.
— Джаз — это выход за рамки. Случается ли вам «выходить за рамки» в повседневной, немузыкальной жизни?
— Да. Я же живой человек ;)))
— Я думаю, рамки — поняття відносне. Їх теж видумали люди. Напевно, якщо
ти вмієш радіти життю, тішитись, як мала дитина, гарній погоді, успіхам
своїх дітей, миру і спокою навкруги — ти джазовий чувак! У мене з цим
склалось.
Усейн Бекиров —
удивительно одаренный джазовый пианист, композитор и аранжировщик.
Freenatіonale-банд, Etnovatіon, Бекиров-банд, трио Усейна Бекирова — все
это коллективы, в которых Усейн реализовал свои способности как
композитор и аранжировщик, а также лидерские качества, став инициатором и
организатором этих проектов.
— Усейн, расскажите, пожалуйста, о вашем отце и вообще о ферганском джазе, представителем которого является Риза Бекиров.
— Риза Бекиров — участник легендарного джазового ансамбля «Сато», где
играли такие музыканты, как Энвер Измайлов, Наркет Рамазанов, Давид
Мататов, Леонид Атабеков (руководитель коллектива). Это первый
крымско-татарский ансамбль, в основе материала которого лежала
фольклорная музыка (татарская, узбекская, болгарская и т.д.)
Возникновение ансамбля «Сато» выглядело как взрыв необычайного интереса к
джазу в Фергане в конце 70-х годов.Тогда же здесь прошло несколько
всесоюзных джазовых фестивалей. Фергана как магнит притягивала
музыкантов из многих краев СССР. И для узбекских джазменов эти фестивали
были, конечно, прекрасной школой. В этих фестивалях принимали участие
ансамбль «Сато», «Бумеранг», «Радуга», квинтет Леонида Парфенова, Давид
Голощекин, Игорь Бутман и т.д.
Можно сказать, что я полностью пошел по стопам отца. Я так же, как и он,
окончил консерваторию (только я по классу скрипки, а он — виолончели).
Первые навыки джазовой импровизации я получил от него. До сих пор папа
является для меня авторитетом и я всегда прислушиваюсь к его мнению.
— Можно ли говорить об отдельной крымской джазовой школе?
— Что сказать о крымской джазовой школе? Как таковой ее, к сожалению,
нет. Она держится на тех людях, которые любят эту музыку. Но несмотря на
это Крым, как и Фергана, притягивает много джазовых музыкантов.Там
проходит много фестивалей и концертов.
Игорь Закус
— наверное, лучший бас-гитарист Украины. Замечательный музыкант,
композитор, аранжировщик. Помимо того, он инициатор и организатор
проекта Jazz Kolo, цель которого — организовать, стимулировать и, таким
образом, улучшить украинский джаз.
— Игорь, возле названия проекта Jazz Kolo стоит пометка: «джазове
довкілля». Это, видимо, не просто «окружающая среда»? Кого собирают
вокруг себя организаторы джазовых проектов и фестивалей? Как
трансформируется довкілля вокруг них?
— Організатори Jazz Кола збирають навколо себе творчих людей, цікавих
музикантів та справжніх меломанів і прагнуть зробити джазове коло
якомога більшим.
— Концерт, который через 10 дней состоится в Чернигове, —
это своеобразное продолжение первого Черниговского джаз-фестиваля.
Обращались ли организаторы Chernihiv Jazz Open к вашему опыту проведения
фестивалей и музыкальных проектов, можете ли дать оценку первому
прошедшему фестивалю?
— Фестиваль Chernihiv Jazz Open за допомогою до мене не звертався. Якщо б
звернувся — я готовий. Та все і так вийшло досить добре.
Вопросы задавала Вера Едемская, фото Романа Еременко, еженедельник «Взгляд», №14 (199)